"Преступление и наказание" в библейском масштабе

Имена первых детей Адама и Евы известны каждому мало-мальски просвещённому человеку. Ветхозаветная история о братоубийстве Авеля Каином многие века занимает умы творческих людей. Она нашла своё отражение в живописи, скульптуре, литературе и других видах искусства. И вот теперь в репертуаре Королёвского драматического театра (КДТ) появился новый спектакль по её мотивам, а точнее — по пьесе современного драматурга Алексея Плохова «Печать Каина».

«Библейский миф о Каине и Авеле очень интересен и неоднозначен. Многие зарубежные и российские авторы задавались вопросом: почему же это всё-таки случилось? — подчеркнул Алексей Плохов. — В Книге Бытия сказано, что Каин убил брата из зависти, так как дары Авеля Всевышний принимал, а его — нет. Но один современный мыслитель предположил другой вариант: быть может, Бог захотел кровавую жертву? Ведь ничего не бывает просто так. Я задумался над этой легендой, захотелось воплотить её на сцене. Конечно, никакого отношения к Библии моя пьеса не имеет. И я вовсе не оправдываю Каина, поскольку считаю, что человек должен ответить за совершённое преступление, что бы ни послужило для него мотивом. Режиссёр-постановщик Андрей Крючков посмотрел на данную историю под другим углом, но это тоже хорошо. Сценическое воплощение пьесы мне понравилось. Оно достойно внимания и не оставит публику равнодушной».
Премьера мистической драмы «Печать Каина» по традиции состоялась в КДТ под занавес сезона. На сцене Центрального Дворца культуры имени М.И. Калинина развернулась история братоубийцы в современных реалиях, где Каин — доктор, исцеливший многих людей от различных недугов, а Авель — нечистый на руку бизнесмен, всех обокравший. Горожанам совсем не жалко погибшего, но по решению суда утром доктора Каина должны повесить. И зрители становятся свидетелями его последней ночи перед смертью.

Сугубо камерное пространство сцены придаёт новому спектаклю интимно-доверительную атмосферу и предельную органику актёрского существования. По задумке режиссёра-постановщика Андрея Крючкова, в декорациях и костюмах присутствует минимализм, позволяющий зрителю сосредоточиться на главном — на разворачивающейся трагедии двух братьев, которую вполне можно масштабировать до уровня народов, городов и стран. Здесь немаловажную роль играет и музыкальное оформление спектакля: звучащий неоклассический дарквейв окутывает публику загадочностью, придаёт действу экспрессии и эпичности.
Из четырёх действующих лиц наиболее колоритными, харизматичными получились персонажи Николая Ларина, играющего надзирателя, и Андрея Брагуцы, представшего перед публикой в образе Авеля, — ведь зло всегда ярко раскрашено своими проявлениями. Очень интересно перевоплощение Николая Ларина из «Цербера тюрьмы» — жестокого, резкого, дерзкого, но всё же человека, в самого «обольстителя вселенной» — Сатану, забавляющегося сомнениями, страданиями, страхами «детей Адама и Евы».
Великолепно играет и Андрей Брагуца. Его Авель остроумен, находчив и хитёр, как падший ангел, которому он продал свою душу в обмен на безграничные власть и богатство. На его фоне «правдоруб» Каин в исполнении Ивана Савченко кажется бледным, невыразительным. Доктор вообще на удивление спокоен, несмотря на то, что жить ему осталось несколько часов. Он не пытается дать сдачи избивающему его надзирателю, не цепляется за спасительную ниточку, протянутую ему добродушным, искренне сочувствующим, мудрым и деликатным комендантом (его играет заслуженный артист России Александр Крючков), но и не поддаётся на уговоры брата и Сатаны. Кажущаяся отстранённость Каина оборачивается силой духа, и только сидящий на ветке молчаливый ворон становится свидетелем его скорбной исповеди.
«Все наши спектакли — о смысле жизни, какой ни возьми, — отмечает главный режиссёр КДТ Андрей Крючков. — Это кредо нашего театра, театра для думающих людей и о них. Для меня очень важны высокие темы о том, зачем мы пришли в этот мир. Ведь человек живёт, если повезёт, сотню лет, а в среднем — меньше на несколько десятков. Планета же существует тысячелетия! И коль уж мы родились, надо делать что-то полезное. Мне всегда бывает грустно, если я не вижу результатов своей деятельности как человека, как личности. А когда создаю что-то, приносящее другим людям пользу, радость, дающее пищу для ума, понимаю, что жизнь не проходит даром».
По версии Андрея Александровича доктор Каин героически приносит себя в жертву, чтобы победить зло. По закону совести он прав. Однако по закону человеческому убийца останется заклеймённым этим позором на века. Но какой бы вариант правосудия ни выбрал для себя каждый из зрителей, посмотревший премьерный спектакль КДТ «Печать Каина», уверена, что все без исключения задумаются об ответственности за последствия своих поступков. Как говорится в «Книге Притчей Соломоновых», «обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды».

Светлана НОСЕНКОВА

Газета "Калининградская правда" № 58 (18372) четверг, 28 мая 2015 года

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    Татьяна (Среда, 10 Июнь 2015 18:41)

    Спектакль заставил о многом задуматься.
    И не знаю как другие, много аналогий с жизнью города увидела, да и с жизнью России и мира (к сожалению, тенденции видимо общие, которые стоит всем вместе искоренять).
    Игра всех актёров прекрасна и профессиональна, особенно понравился Иван Савченко в роли Каина.
    Хотя, никого выделить не могу, все отыграли очень хорошо.
    Спасибо.
    Советую сходить всем, кто ещё не был

Вт

17

янв

2017

Андрей Крючков покидает пост...

Андрей Крючков покидает пост Художественного руководителя Королевского драматического театра.

Далее Комментариев: 0

Пт

27

май

2016

До свидания, девочки...

Хаос кровавых пятен, мечущихся во тьме. Тревожные звуки, сливающиеся в музыку победы. Но тяжкой победы, полной боли и потерь. Идёт Белорусская наступательная операция. Надвигается стеной, напоминающей крышку гроба...

Далее Комментариев: 0

Ср

13

апр

2016

Андрей Крючков: "Нам есть, что показать людям"

В Королёвском драматическом театре (КДТ) готовят представить на суд зрителей новый спектакль. О том, что это будет необычная премьера, многим стало известно из информации, размещённой на сайте КДТ. Главный режиссёр театра Андрей Крючков пояснил, что новая форма представления является совместным с Королёвским историческим музеем проектом, называется «Театр и музей под одной крышей» и посвящена празднованию 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Далее Комментариев: 0