Ударим Островским по кризису. XIV Международный фестиваль в Лобне

В подмосковной Лобне завершилась весенняя фестивальная страда. Сначала в пятый раз завертелась "Веселая карусель" кукольников. Этот международный фестиваль принимал Театр "Куклы и люди", а потом настала очередь лобненского Театра "Камерная сцена" принимать гостей XIV Международного фестиваля "Русская классика".

Нынче о кризисе только немой не говорит. И все экономят, экономят. Культура в этой ситуации всегда крайняя. Организовать театральный фестиваль нынче, да еще после избирательной компании, сожравшей деньги города и спонсоров, ох как трудно. Но "есть кризис экономический, но нет кризиса духовного", как сказала бессменный председатель жюри, театральный критик Элеонора Макарова. Что и доказали участники, устроители и зрители. За свой счет в пятый раз приехал Театр драмы и комедии "Галерка" из Омска, в третий раз - амерный драматический театр из Вологды, впервые - Смоленский камерный театр; приехала актриса Вера Муйович из Белграда с моноспектаклем по Цветаевой; Драматический театр из болгарского Враца, приняли участие московские и подмосковные театры. Как всегда, афиша удивила пьесами забытыми и полузабытыми. Изящный водевиль здесь соседствовал с драмой.

В первом блоке фестиваля, молодежном, самому маленькому актеру из химкинского Театра "Волшебные краски" было всего четыре года. Открывали фестиваль ребята - дошколята из Театральной студии "Солнышко" под руководством Натальи Зотовой, в необыкновенно красивых костюмах, с хороводными песнями и играми. Все школы города и театральные студии приняли участие. Горечь не только за судьбу маленького человечка, а всей России, была в спектакле Театра "Папирус" (режиссер В. Соловьев) из подмосковного Ступина. Еще одной педагогической и режиссерской удачей Елены Греховой (ДК "Красная Поляна", Лобня) стал спектакль по произведениям Саши Черного, признанный лучшим. Ведь ребята в студию приходят нередко из очень сложных семей.

Второй блок открывали хозяева премьерой - спектаклем по пьесе А. Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты". Спектакль получился динамичным, ярким. Режиссеру Николаю Круглову и актерам удалось найти новые краски, новое звучание в произведении, вроде бы всем хорошо известном. Глумов у В. Дьяченко шустр, энергичен, хамелеонист необыкновенно. Подстать ему и маменька (Л. Новокрещенова). Сразу видно, что таланты сына - наследственные, да еще закрепленные воспитанием. А пара Мамаевых? Грузный, подагрический любитель поесть и дать совет Мамаев (В. Аксенов) до сих пор жалеет о недавних преимуществах положения барина-крепостника. Импозантная светская львица жена его Клеопатра Львовна (Г. Лысенко) хоть и имеет постоянного поклонника - либерального болтуна Городулина (Г. Юдин), отнюдь не равнодушна к восторженным излияниям племянничка, а в порыве ревности на все горазда. Дворянка из купчих Турусина (Н. Малышева), суеверная ханжа, решает судьбу племянницы с помощью гаданья и ворожбы. Сцена с Манефой (А.Пухова) вполне современна. В нашем нынешнем вторичном ренессансе невежества и средневековья эта публика неплохо себя чувствует. На этот раз у Глумова по чистой случайности все сорвалось. Но это общество - его общество. Он им нужен, а они - ему. И маразматику Крутицкому (С. Огурцов) для литобработки его бредней, и Городулину для писания спичей, и дядюшке с тетушкой. Так что место теплое и невеста с приданым у него еще будут.

Омский театр любит удивить спектаклями по произведениям, давно забытым. Вот и в этот раз - водевиль А. Шаховского "Не любо - не слушай, а лгать не мешай" и комедия А. Н. Островского "Что ни дело, то комедия". В мрачноватое кризисное время, наверное, побольше таких спектаклей нужно - в классическом ключе, с большим вкусом оформленных, с интересными режиссерскими и актерскими находками. Недаром жюри отметило за лучшую режиссуру Владимира Витько, за лучшее исполнение мужской роли - Антона Зольникова, сыгравшего в них главные роли - самозабвенного враля Зарницкина, предшественника Хлестакова, и недалекого, но безобидного купеческого сынка Андрея, и Олега Белова - за оформление и костюмы.

Грустную историю о стареющем актере (Л. Краснов), одиночестве и великой силе искусства, дающей и вдохновенье, и прилив сил, и смысл жизни, показал московский "Театральный особняк" в спектакле "Василь Василич и духи" по пьесе А. П. Чехова "Калхас" (режиссер Л. Краснов).

Вологодский камерный драматический театр попробовал в одном спектакле "Классика.Ру" объединить Пушкина, Лескова и Достоевского. Что-то получилось, а что-то нет. Хороша была лесковская Воительница в исполнении Ирины Джапаковой - совершеннейший продукт петербургской жизни, по нынешним понятиям, средний класс, индивидуальный предприниматель, со своеобразным понятием о морали, добре и зле.

Трактовка гоголевских "Записок сумасшедшего" Смоленским камерным театром весьма спорна: роман с кухаркой, обряжение Поприщина в ватник, с намеками на совсем другую эпоху и обстоятельства. Актерские же работы были интересны, особенно Николая Парасича в главной роли.

"Моцарт и Сальери" Королевского драматического театра был интересен цветовым решением, музыкальным оформлением. Пластика танца вплетается в музыку Моцарта и Сальери. Кружатся, кружатся округ Сальери четыре ипостаси черного человека, то ли нечистые духи, то ли порождения его больного воображения.

Символично, что театр из города Враца приехал на фестиваль в Год болгарской культуры в России. Привезли болгары спектакль по "Бегу" Булгакова. Задачу режиссер Николай Поляков поставил сложнейшую. Продолжительность спектакля сжата до часа двадцати минут. "Бег" - произведение многоплановое, о времени трагедийном. Можно ли убежать от себя, от Родины? Можно ли сохранить любовь, верность, порядочность, когда рухнуло все - прежний уклад жизни, понятие о морали, о ценностях истинных и ложных. Булгаков сумел на эти вопросы ответить. И вслед за ним - театр из Враца. Человек должен отвечать за свои поступки и нет большей муки, большей тоски, чем тоска по Родине.

Лучшим спектаклем жюри признало "Ангела" по пьесе А. Вампилова в постановке Анны Неровной (московский Театр "Бенефис"). Вампилов нынче автор востребованный. А один из занимавших его вопросов - непонимание, жестокость людей друг другу - то, что давно стало бедой нашего общества. И кто он, человек, способный на бескорыстный поступок? Неужели только ангелам это дано?

На будущий год у лобненского фестиваля - полукруглый юбилей. Событие для города значительное, да и для области, ее культурной составляющей - тоже. На открытии фестиваля первый заместитель главы города А.Куманова сказала, что фестивальная цепочка не должна прерваться. Да будет так. Назло всем кризисным передрягам.

 

Газета "Культура" №23 (7686) 18-24 июня 2009г.
Нина Нечаева

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Вт

17

янв

2017

Андрей Крючков покидает пост...

Андрей Крючков покидает пост Художественного руководителя Королевского драматического театра.

Далее Комментариев: 0

Пт

27

май

2016

До свидания, девочки...

Хаос кровавых пятен, мечущихся во тьме. Тревожные звуки, сливающиеся в музыку победы. Но тяжкой победы, полной боли и потерь. Идёт Белорусская наступательная операция. Надвигается стеной, напоминающей крышку гроба...

Далее Комментариев: 0

Ср

13

апр

2016

Андрей Крючков: "Нам есть, что показать людям"

В Королёвском драматическом театре (КДТ) готовят представить на суд зрителей новый спектакль. О том, что это будет необычная премьера, многим стало известно из информации, размещённой на сайте КДТ. Главный режиссёр театра Андрей Крючков пояснил, что новая форма представления является совместным с Королёвским историческим музеем проектом, называется «Театр и музей под одной крышей» и посвящена празднованию 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Далее Комментариев: 0