Театральный сезон открыл булгаковский "Морфий"

«Если зритель притихнет минут через пять после начала, значит, зацепили. Если нет, то просто доиграем до финала и расстанемся…»

Такими словами режиссер королёвского драматического театра Андрей Крючков предваряет постановку по автобиографической повести Михаила Булгакова «Морфий», состоявшуюся на днях в Салехарде.
– Но обычно наш зритель уходит молча, – продолжает он. – Это значит, что мы его зацепили.
На предъявление – пригласительные билеты. Пустующие кресла по пальцам можно пересчитать (зал Культурно-делового центра в окружной столице рассчитан на 750 мест). В пятничный вечер многие решили побаловать себя походом в «театр».
Действо началось еще до самого спектакля. Незаметно. На скамейке, установленной на краю сцены, уселся человек в белом халате и начал что-то читать.
– Что это: неоконченная репетиция или режиссерский ход? – шепчутся в зале.
А врач не отрывается от чтения.
…И вот последний звонок. Сюжет развивается быстро и четко. Доктору Бомгарду (сидевшему до этого на сцене) приносят записку от университетского друга с просьбой о помощи. В больницу поступает человек, спасти которого не удается. В нем он и узнает автора письма – Полякова, который перед смертью отдает ему свой дневник.
По замыслу режиссера оба врача практически всё время находятся на сцене. Общих сцен почти нет. Бомгард выступает в роли рассказчика и лишь однажды вступает в диалог с Поляковым – в разгар галлюцинаций последнего.

Переживаю, как отреагируют на это подростки, которых в зале довольно много. В профилактических целях главное не перестараться с «дозировкой» деталей. Но тут на-гора выдал сам автор: заявления героя звучат пугающе откровенно, чуть ли не рекламой эйфории. Создатель повести черпал подробности не из медицинских книг. Это его «дневник» о том, как могла бы закончиться его жизнь, если бы не покинул сельский уголок. Булгаков дважды переезжал, окончательно излечившись от наркотической привязанности только по возвращении домой, в Киев.
Кажется, зрители школьного возраста все посылы со сцены уловили точно. Им было жалко героя, воспоминания о его «забавных движениях», которыми он демонстрировал свою слабость, вызывали смех даже после занавеса. Пусть так. Лишь бы чужие ошибки, даже если им под сотню лет, как этому рассказу, отбивали всякое желание ставить эксперименты на собственной шкуре.

 

Ольга Беседина, зритель:

– Мне очень понравилось, как воспринимала спектакль молодежь. Очень чутко. Чувствовалось сострадание и сопереживание их главному герою.
Конечно, в постановке по содержанию многое предугадывалось, какой-то кульминационной развязки не увидела, но, возможно, этого как раз и не нужно ведь это скорее спектакль – размышление.

 

Юлия Малькова, зритель:

– Обязательно теперь прочту книгу. К сожалению, не читала. Были моменты, которые вызывали смех. Но ведь драма не означает, что все должно быть грузно и неподъемно. Как раз через смех гораздо проще передать сложные моменты – это классический прием.
Морали это не изменило. В итоге все равно стало страшно. Как минимум не стоит употреблять наркотики, а как максимум – не стоит углубляться в свои фантазии, гоняясь за призраками, а стоит жить реальной жизнью.

 

Газета "Красный Север""
Автор: Екатерина Золотарёва
Фото: Данила Колосова

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Вт

17

янв

2017

Андрей Крючков покидает пост...

Андрей Крючков покидает пост Художественного руководителя Королевского драматического театра.

Далее Комментариев: 0

Пт

27

май

2016

До свидания, девочки...

Хаос кровавых пятен, мечущихся во тьме. Тревожные звуки, сливающиеся в музыку победы. Но тяжкой победы, полной боли и потерь. Идёт Белорусская наступательная операция. Надвигается стеной, напоминающей крышку гроба...

Далее Комментариев: 0

Ср

13

апр

2016

Андрей Крючков: "Нам есть, что показать людям"

В Королёвском драматическом театре (КДТ) готовят представить на суд зрителей новый спектакль. О том, что это будет необычная премьера, многим стало известно из информации, размещённой на сайте КДТ. Главный режиссёр театра Андрей Крючков пояснил, что новая форма представления является совместным с Королёвским историческим музеем проектом, называется «Театр и музей под одной крышей» и посвящена празднованию 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Далее Комментариев: 0