Об «ангеле» и не только

Говорят, наше время ожесточило людей, ныне они видят в ближнем лишь конкурента в борьбе за место под солнцем, всё больше наших сограждан живёт по «законам джунглей»: «каждый сам за себя», а то и «человек человеку — волк»...

«Вот раньше (тут называются разные версии — «при советской власти», «при царе-батюшке», даже — «во времена начального христианства на Руси») — люди не так относились друг к другу...»

— Да так ли это? — размышляла я, возвращаясь с премьеры спектакля «Двадцать минут с ангелом», поставленного Королёвским драматическим театром.
На такие раздумья меня натолкнуло то, что трагикомедия эта, написанная Александром Вампиловым в оттепельном 1962-м, кажущемся теперь многим образцом социального оптимизма и благодушия, по сути, могла появиться и в застойно-благополучные 70 — 80-е. А ведь тогда, по утверждениям старших, общепринятое обращение «товарищ» вроде бы воспринималось многими не как пустая формальность...
Однако банальная, далёкая от экстремальной, ситуация легко проверяет персонажей гостиничной истории на человечность, испытывает их веру в «гуманистические принципы», о которых так любили (и любят) говорить с высоких трибун.
Двое командированных — шофёр Анчугин (Сергей Плаксин) и экспедитор Угаров (Алексей Чёрный) просыпаются в гостиничном номере после многодневного запоя со страшной головной болью и 36 копейками в карманах. Бутылка же стоит 3 рубля 62 копейки... Все потуги взять в долг у гостиничной уборщицы или соседей по этажу ни к чему, конечно, не приводят, как и попытки «загнать» часы или фуфайку. И тогда, в порыве физиологического отчаяния, один из страждущих высовывается из окна и кричит: «Товарищи, одолжите десятку!!!» Безнадёжная, казалось бы, затея... Но через пять минут в номер входит прилично одетый гражданин и кладёт на стол стопку «красненьких»: «Это вам нужны деньги? Пожалуйста, пользуйтесь! Можете не отдавать, но уж если вы так щепетильны, запишите мой адрес: пришлёте, когда захотите». Облагодетельствованных словно с неба свалившимся «ангелом» охватывают смятение и страх: кто он такой, чтобы вот так, запросто, швыряться сотнями?!! Чего ему от них нужно? Наверняка здесь какая-то ловушка... Как ни уверяет благодетель (Александр Смирнов), что он не иностранный шпион и не агент КГБ, денег же дал потому, что «всем нам, смертным, бывает нелегко, и все мы должны помогать друг другу», ему, конечно, не верят. И вскоре спаситель уже привязан полотенцами к стулу, а в обсуждение необычного случая включаются и уборщица Анна Васильевна (Татьяна Благоразумова), и соседи — интеллигентный скрипач Базильский (Николай Филиппов), чета молодожёнов (Арсений Амельченко и Екатерина Катюхина). И представьте, кроме молодой женщины (упрекаемой новоиспечённым супругом в наивности) никто не допускает мысли, что прохожий просто откликнулся на призыв о помощи! Кто-то подозревает в «ангеле» работника ОБХСС, кто-то — вора (краденых-то денег не жалко!), а кто-то уверен в том, что незнакомец, «Богородицу из себя строящий», — представитель религиозной секты, заманивающий доверчивых простачков... А может, он — сумасшедший, которого нужно немедля вернуть в «жёлтый дом»?
Угроза надолго погрязнуть в медицинских экспертизах по поводу своей дееспособности наконец-то развязывает благодетелю язык. Причина оказалась и проще, и трагичнее всех высказанных предположений...
И вот стоят в растерянности герои пьесы — работяги, интеллигент, инженер — и потрясённо разводят руками: что же это, люди, на нас нашло? Почему мы готовы предположить в ближнем какое угодно коварство, только не столь естественное желание помочь?..
Так что, кажется мне, время — советское ли, нынешнее ли — здесь ни при чём. Вспомните, как смеялись в начале XVII века герои Сервантеса над «дурацким идеализмом» Дон Кихота! А в XIX веке персонаж О’Генри просто и ёмко изрёк, увы, кажется, бессмертную фразу: «Боливар не вынесет двоих». Можно вспомнить и крик толпы, прозвучавший две тысячи лет назад: «Распни его, распни!», и в ответ: «Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят...» Выходит, не зависит от эпохи низость или высота духа, не зависит и выбор — по звериному или человечьему закону жить. Нелёгкие обстоятельства могут лишь обострить скрытое в наших душах, и, поступая недостойно, не стоит сваливать грех на эпоху... Повод ещё раз задуматься об этом дала зрителям премьера Королёвского драматического театра, и за это театру — спасибо.

 

"Калининградская правда" № 7
Елена Максимкина

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Вт

17

янв

2017

Андрей Крючков покидает пост...

Андрей Крючков покидает пост Художественного руководителя Королевского драматического театра.

Далее Комментариев: 0

Пт

27

май

2016

До свидания, девочки...

Хаос кровавых пятен, мечущихся во тьме. Тревожные звуки, сливающиеся в музыку победы. Но тяжкой победы, полной боли и потерь. Идёт Белорусская наступательная операция. Надвигается стеной, напоминающей крышку гроба...

Далее Комментариев: 0

Ср

13

апр

2016

Андрей Крючков: "Нам есть, что показать людям"

В Королёвском драматическом театре (КДТ) готовят представить на суд зрителей новый спектакль. О том, что это будет необычная премьера, многим стало известно из информации, размещённой на сайте КДТ. Главный режиссёр театра Андрей Крючков пояснил, что новая форма представления является совместным с Королёвским историческим музеем проектом, называется «Театр и музей под одной крышей» и посвящена празднованию 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Далее Комментариев: 0