Король которого нет...

Это сказано вовсе не о нынешней ситуации в стране. И фраза, кажущаяся крамольной, произнесена писателем Вадимом Коростылёвым не одно десятилетие назад. Но сила талантливых произведений в том, что они имеют власть над временем, а не наоборот.

Никто не возьмётся предсказать, сколько лет продержится на сцене новая постановка Королёвского драматического театра «Школа Снежной королевы», но, признаюсь, этот музыкальный спектакль привёл меня в восторг! До сих пор ни одно детище режиссёра Андрея Крючкова не вызывало столь полного и безоговорочного приятия. Органично слились все составляющие успешного спектакля: мастерство автора, продолжившего традицию Евгения Шварца; харизма режиссёра; безупречная игра актёров; творческая храбрость молодого композитора Алексея Сударенкова, впервые взявшегося за такой жанр, и безграничная фантазия художника по костюмам Марины Алимовой, так нарядившей пару Ворон, что одно их появление взорвало зал хохотом. Я уж не говорю о роскошных костюмах неотразимого Нарцисса (Константин Бурухин) и хулиганов — Крапивных побегов (Николай Токарев и Роман Данилин).
Спектакль сразу же захватывает поистине сказочной красотой, яркими спецэффектами и динамикой: уже первый снежный танец увлекает вихрем! Но, понимая психологию детей, сидящих в зале, режиссёр даёт коротенький пролог — время для настроя на сказочную волну. Оно отдано на откуп Голосу сказки, который неожиданно оказывается обаятельным молодым человеком. Приятно отметить, что актёрское мастерство Егора Кирсанова, знакомого зрителям по роли Язона в спектакле «Медея», буквально за несколько месяцев значительно выросло. Он набрался творческой уверенности, позволившей ему в этой постановке исполнить сразу две роли: уже упомянутого Голоса сказки и обольстительного Вьюнка. Больше ролей досталось только Константину Бурухину. Помимо самовлюблённого Нарцисса, воспринимающегося пародией на современного метросексуала, он перевоплотился в Ворона, Свинопаса и Слугу Снежной королевы. Подобное многообразие актёрской палитры восхищает, хотя, подозреваю, «многостаночность» артистов объясняется весьма прозаически.
Наверняка финансовые ограничения стали причиной и недостаточно отлаженного звука. Голоса актёров, снабжённых радиомикрофонами, исходят из центра сцены, вне зависимости от их расположения. Это вызывает диссонанс восприятия действа в целом. Слияние и объёмность звучания должны обеспечиваться отменной аппаратурой, соответствующей акустикой помещения и великим мастерством звукорежиссёра, чего мы в данном случае, к сожалению, не наблюдаем. Это является единственным слабым местом спектакля, что особенно обидно, ведь музыка Алексея Сударенкова, безусловно, хороша!
Впрочем, маленькие зрители вряд ли обратят внимание на технические погрешности. Воспетая великим Андерсеном тема спасительной любви и самопожертвования будет трогать сердца вне зависимости от того, какое тысячелетие за окном. Но продолжение истории подросших Кея (Тимур Боканча) и Герды (Елена Бурмага), написанное Коростылёвым, вовсе не о любви.

Скорее, оно о ледяной убийственности равнодушия, как для каждого из нас в отдельности, так и для всего человечества в целом. Стоит лишь произнести малодушное: «Мне всё равно», как ты оказываешься завербован в ледяную армию… «Я хочу, чтобы миром управляли холодные люди. Мне так спокойнее», — откровенничает Снежная королева (Екатерина Семёнова), и от этих слов — мороз по коже, потому что люди упорно шагают по вектору, намеченному бессердечным существом, к пустыне бесстрастного расчёта. В таком будущем не найдётся места ни литературе, ни театру, ни музыке, ведь все они обращены к душе человека, к его живому, горячему сердцу.
В спектакле олицетворением этого непокорного человеческого начала становится Герда. Елена Бурмага создала восхитительный в непокорной естественности образ юной девушки. Её «фрёкен» так полна жизненной энергии, что, даже сидя в зале, ловишь ощутимые выплески. Именно Герда становится катализатором динамики действия: мечется красным язычком боли в сцене «замораживания» Кея, совершает акробатические кульбиты, преодолевая трудности похода во имя спасения друга, и так искренне борется со Снежной королевой, что маленькие зрители подскакивают на креслах, стремясь поучаствовать в сражении.
Антагонистом влюблённой девушки является, разумеется, Снежная королева, сила которой проявляется ещё и в том, что Екатерина Семёнова создаёт по-женски привлекательный образ. В кино его воплотила в 1980-х великая Алиса Фрейндлих. Королева Семёновой — не ледяной истукан, а предприимчивая и обаятельная дама, готовая на эксперименты: она намерена открыть Ледяную школу, уроки которой научат людей жить с холодным сердцем. Ведь так проще… Когда Коростылёв придумывал свою историю, в советском обиходе ещё не было такого понятия, как «бизнес-леди». Но сейчас за красивыми плечами Снежной королевы просматривается целая армия единомышленниц. Вот что по-настоящему страшно…
Антураж королевы создан блестяще: Её Величество спускается из поднебесья на полукруглом ледяном троне, а её костюм излучает стылый блеск. Вот только свиты-подтанцовки королеве порой явно не хватает… Но учитывая, что это не шоу в «Олимпийском», а спектакль, прощаешь нехватку танцоров, которые могли бы пластически наполнить некоторые сцены. Количественная скудость компенсируется неожиданно отменным качеством: все артисты драмтеатра, оказывается, превосходно поют и отлично двигаются. А вживую играющая на альте босая Весна (Дина Белоусова) и в бессловесной роли покоряет зал.
Романтический пафос сказки разбавляют лихой бесшабашностью бывшая королевна, а ныне Атаманша (Софья Цапко) и добрым юмором её несчастный папаша Король (заслуженный артист России Александр Крючков), о котором Голос Сказки забыл сказать: «Жил да был». Казалось бы, малость! А мир становится совсем другим, как из-за раздавленной бабочки в известном рассказе Рэя Брэдбери. Соглашаясь с великими предшественниками, Андрей Крючков напоминает детям и взрослым, что каждое наше слово, любой незначительный поступок могут иметь необратимые последствия. Бережнее нужно относиться друг к другу, господа! Бережнее…

 

"Калининградская правда", №148(17868), 29 декабря 2011 г.
Юлия Лавряшина (писатель)

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Вт

17

янв

2017

Андрей Крючков покидает пост...

Андрей Крючков покидает пост Художественного руководителя Королевского драматического театра.

Далее Комментариев: 0

Пт

27

май

2016

До свидания, девочки...

Хаос кровавых пятен, мечущихся во тьме. Тревожные звуки, сливающиеся в музыку победы. Но тяжкой победы, полной боли и потерь. Идёт Белорусская наступательная операция. Надвигается стеной, напоминающей крышку гроба...

Далее Комментариев: 0

Ср

13

апр

2016

Андрей Крючков: "Нам есть, что показать людям"

В Королёвском драматическом театре (КДТ) готовят представить на суд зрителей новый спектакль. О том, что это будет необычная премьера, многим стало известно из информации, размещённой на сайте КДТ. Главный режиссёр театра Андрей Крючков пояснил, что новая форма представления является совместным с Королёвским историческим музеем проектом, называется «Театр и музей под одной крышей» и посвящена празднованию 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Далее Комментариев: 0