В защиту Антонио

Казалось бы, ну сколько можно? Об этой истории, то ли действительно бывшей, то ли вымышленной в Вене конца XVIII века, написаны груды мемуаров, исторических монографий, статей - не говоря уж о пушкинском "Моцарте и Сальери". А в 1979 году драматург Питер Шеффер представил в Лондоне, а через два года в Нью-Йорке свою пьесу "Амадеус". И если у Пушкина Сальери, снедаемый завистью к "гуляке праздному", обрывает его жизнь при помощи яда, то шефферовский герой идет куда дальше. Он окружает Моцарта бесчисленными, сводящими с ума мистификациями, кладет всю жизнь свою на пороге дома Моцарта, по шажочку, последовательно, с маниакальным упорством ведет жертву к гибели... И вот уже легенда о гении и завистнике абсурдирована донельзя и неизмеримо далека не только от исторических ее героев, но и от сюжета, пробудившего воображение Пушкина. Зато куда как современно! Но прав ли Шеффер, и так ли уж безумен Сальери на фоне безумного современного мира?

Оставим в покое историческую правду. Биографами давно развенчан миф об отравлении. Современники щедро описывали Сальери как человека трудолюбивого, талантливого, незаурядного педагога, преподававшего (кроме немногих учеников из аристократических семейств!) совершенно бесплатно, много сил отдававшего Венскому музыкальному обществу, основанному в 1771 году его учителем и покровителем Леопольдом Гассманом, и пенсионному фонду для вдов и сирот музыкантов. Кстати, после кончины учителя в 1774 году заботу о его семье берет на себя Сальери. Известно и об уважении друг к другу Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери, и о том, что они втроем с тенором Корнетти написали кантату, опубликованную в 1785 году.

Но и теперь многих режиссеров все так же привлекают эти глубоко мифологизированные образы. Талант земной и Дар небесный. Их противостояние предначертано и неизбежно? Быть может. Во всяком случае, в подмосковном Королеве премьера "Моцарта и Сальери" с первого представления собирала аншлаги. По замыслу главного режиссера городского драмтеатра Андрея Крючкова, он идет "малой сценой" и представляет собой классический одноактный спектакль. Не знаю уж, в чем секрет, но эта вещь получилась очень по-человечески достоверной. Персонажам не просто веришь, сопереживаешь - их воспринимаешь как живых, реальных людей.

Здесь сделаем небольшое отступление для важного пояснения. Героев в спектакле два, это понятно, и имена их известны. А вот действующих лиц - три, причем третье лицо - коллективное! Кроме Моцарта (Денис Кумохин) и Сальери (Самир Кулиев), на сцене присутствует Черный человек, причем играют его одновременно четыре актрисы (Юлия Дружинина, Любовь Сорокина, Наталья Воронина и Евгения Файкова). То ли альтер эго Сальери, то ли демоны, они неотступно терзают композитора, навязчиво и подробно бормоча ему мельчайшие факты жизни Моцарта, любые распространяющиеся о нем новости, пробуждая все новые мучительные мысли. Сальери сдается не сразу. В начале спектакля фигура его полна достоинства, черты часто озаряются радостью, вдохновением - при звуках мелодии, при воспоминаниях о друзьях по ремеслу... Но демоны надвигаются, окружают, берут в плен...

Хочется сказать комплимент режиссеру по пластике Ольге Цветковой, которой удалось вплести в ткань спектакля достаточно сложные по хореографии танцевальные номера. Захваченный музыкой, обуянный противоречивыми чувствами, Сальери сражается со своими "внутренними Я" - и все более поддается им, отступает под их натиском...

На раскрытие образов работает чередование прозаических и поэтических периодов: строки Пушкина сменяют периоды текста пьесы "Амадей". Это создает некую внутреннюю пульсацию: размеренная и несколько сухая логика прозы Шеффера, точные, где-то циничные реплики поглощает бесконечно яркая, захватывающая пушкинская речь... На достижение того же эффекта работает и музыка обоих композиторов: отрывок из Сороковой симфонии Моцарта, его легендарный "Реквием" - а главное, фрагмент "Реквиема" Антонио Сальери!

Крючкову как постановщику удалось придать своим персонажам уникальные черты характера. Его Моцарт - воистину человек, забывший повзрослеть, навечно юный, такой же легкий и бесхитростный, как звуки любимой им флейты. Поэтому, когда, провидя свой близкий конец, он отчаянно обращается ко Всевышнему с мольбой: "Еще один лишь месяц!.." - в словах Амадея не слышно ни укора, ни ужаса - лишь жалоба, лишь надежда на милосердие, лишь забота о своих малолетних детях. Для него оконченный "Реквием" - способ пропитать и охранить семью уже после предрешенной кончины...

Взывает к Богу и Сальери. Удивительное дело - он тоже следует высокому порыву, благородной цели: охранить от чрезмерного совершенства ближних, которых безжалостный гений Моцарта повергает ниц. Охранить и самого Моцарта от тягот жизни. В конце концов, восстановить ту справедливость, которую Моцарт опровергает своим существованием! Сальери не враждебен Моцарту. Когда тот, как дитя, кладет свою голову на плечо Антонио, глаза Сальери полны любовью... Эта сцена во время пирушки особенно удалась обоим актерам. Но демоны окружают, и вот уже бокал осушен, и нет уже Моцарта - вокруг Сальери лишь насмешливое шуршанье пересудов. Вот воздаяние ему: в глазах толпы он - умирающий, выживший из ума старик, неведомо зачем сам оговоривший себя перед всем светом...

Каково главное впечатление от премьеры? Если формулировать кратко - гармоничность. При достаточно лаконичном реквизите все использованные выразительные средства: то, как обыграно пространство сцены, свет, музыкальное оформление (А.Крючков), костюмы (М.Алимова), пластика, создают единый, богатый обертонами аккорд, гармоничную и изысканную оправу спектаклю.

И все-таки в прочтении Крючкова разум склоняется перед чувством, Шеффер отступает перед Пушкиным. Не потому ли публика на этой премьере Королёвского драматического театра большей частью молода? Уже научившиеся "алгеброй гармонию поверять", они охотно следуют вечному сюжету. Но, выходя из зала, я услышала: "А может быть, уже можно оставить Сальери в покое?" Действительно, не пора ли? Ведь иногда доброе имя не менее важно, чем художественная правда...

 

Газета "Культура". №28 (7691) 23-29 июля 2009г.
Маргарита КРЫЛОВА

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Вт

17

янв

2017

Андрей Крючков покидает пост...

Андрей Крючков покидает пост Художественного руководителя Королевского драматического театра.

Далее Комментариев: 0

Пт

27

май

2016

До свидания, девочки...

Хаос кровавых пятен, мечущихся во тьме. Тревожные звуки, сливающиеся в музыку победы. Но тяжкой победы, полной боли и потерь. Идёт Белорусская наступательная операция. Надвигается стеной, напоминающей крышку гроба...

Далее Комментариев: 0

Ср

13

апр

2016

Андрей Крючков: "Нам есть, что показать людям"

В Королёвском драматическом театре (КДТ) готовят представить на суд зрителей новый спектакль. О том, что это будет необычная премьера, многим стало известно из информации, размещённой на сайте КДТ. Главный режиссёр театра Андрей Крючков пояснил, что новая форма представления является совместным с Королёвским историческим музеем проектом, называется «Театр и музей под одной крышей» и посвящена празднованию 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Далее Комментариев: 0